Мифологическое время. Духи-покровители



Изображение духов-покровителей на священном месте.
Манси. р.Ляпин, 1960-е годы.

Когда-то Нуми-Тōрум распределил своих детей, братьев и сестер по территориям, где живут манси. Так появились духи-покровители определенных территорий. Это духи меньшего ранга. Они расселились по всем рекам (в истоках, в верховьях, в середине рек). Об этом повествуется во втором томе фольклорных записей Б. Мункачи «Героические песни богов». Приведу лишь несколько примеров: Āс-котиль ōйка Бог середины Оби; Тагт-талях ōйка Светлый герой озерного лебедя Герой верховья Сосьвы. Хōнтыӈлуи ōтрыг ‘Бог нижнего края Конды, Полум-тōрум-ōйка ‘Бог Пелыма и др.

В нашем таежном крае, свыше двух тысяч рек и свыше ста тысяч озер, все они имеют своих покровителей. Покровителей имеют и селения, которые находятся по их берегам.

На Конде духов-покровителей называли шайтанами. П. П. Инфантьев в своих этнографических заметках «За Уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» (1892 г.) о духах – покровителях Конды писал следующее: «Каждый пауль, каждая речка, каждый урман имеет своих покровителей. Кроме того, у каждого вогула в юрте есть свои домашние шайтанчики. Все эти шайтанчики бывают или добрыми или злыми. … Духи-покровителя озера Оронтур (верхняя Конда) назывались Илим-чим-ной-отр и представляли из себя 14 медных лебедей, смотревших на озеро. Семь из них представляли самцов и стояли по правую руку; другие – семь самок по левую. Величиною каждый лебедь был до трех вершков. … Всякий раз, возвращаясь с удачной охоты, оронтурцы приносят там жертву белого оленя или белого барашка. Впрочем, кроме животных эти шайтаны принимают жертвы и деньгами, и платками, и медными кольцами, которые относятся в рощу и кладутся где-либо под деревом».

По сообщению С. Шульгина, предпринявшего поездку на Конду в 1901 году, в селе Нахрачинском, в Согомских юртах и в других населенных пунктах вдоль Конды многие манси и ханты духов-покровителей называли тонхами. Изображения тонхов помещались в «сумь-яхи», рядом с которыми совершались жертвоприношения животных и складывались дары

Один из духов-покровителей деревни Леуши был Мос-князь. К нему обращались следующим образом: «Мос-князя, сердитый сын, мос-князя, злящийся сын, хороший сын нашего дедушки, сын пятого лесного котла, сын шестого лесного котла». Этого духа почитали в лесу, в 40 верстах от Леушей, где росла большая лиственница или кедр. Финский исследователь А.Каннисто считает, что под лесным котлом кондинские манси понимали леса из очень высоких деревьев, среди которых охотник ходил как по дну котла.

Продолжение следует…

Хомякова Татьяна Владимировна, методист музея.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о