Мифологическое время. Боги среднего мира.

Среди важнейших фигур пантеона божеств угорского народа – семь сыновей Нуми-Торума, которых он послал землю для непосредственного управления делами людей, особенно младший из них, Мир-сусне-хум – покровитель человеческого рода и посредник между людьми и богами. В этнографии и фольклоре это, пожалуй, самый популярный и распространенный образ.

Мир-сусне-хум рисуется как всадник на белом восьмикрылом коне, объезжающий мир на высоте облаков, он — «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки.

В мифе Мир-сусне-хум предстаёт как культурный герой, которому приписывается инициатива творения земли, создание человека, обучение промыслам, различным знаниям и навыкам. Он был первым охотником на лося, создал огонь, полезные
растения и животных, велел птицам прилетать летом на север.

Также одно из главенствующих мест в мифологии манси занимает Водный царь (водный дух) Вить-Хон. Это неудивительно, люди, у которых традиционным промыслом является рыболовство, уделяли большое внимание этому персонажу. В мансийской мифологии существуют варианты представлений о Вить-Хоне как о божестве, которого Верховный бог Нуми-Торум поместил в воду, чтобы водный владыка распределял икру и следил за плодовитостью рыбы.

По бытующим мировоззрениям главная обязанность Вить Хона давать рыбу. А если водного духа умилостивить, то он обязательно защитит и убережет от подстерегающих опасностей на воде. Без приношения жертвы Водному духу нельзя спускать лодки на воду, нельзя устанавливать снасти.

У манси достаточно много личных божков, каждый человек имеет своего защитника. Но общим для всех божеством, является и Нāй (Нāй ӭква) ‘Женщина-огонь’. Другое ее название – «Семиязыкая мать моя». Най эква живет в доме рядом с человеком. Она представляется в виде живого существа, прародительницы рода. Представление это настолько реально, что мужчинам запрещается раздеваться донага перед огнем.

Най – эква представляется в образе женщины, одетой в красный халат-сах и платок. Считалось, что она защищает жилище от злых духов и оберегает его обитателей от болезней, помогает сохранить благополучие в доме. Манси бережно относятся к огню и соблюдают запреты в отношении огня. Женщины заботились о домашнем огне, угощали ее, бросая в огонь кусочки жира или лоскутки тканей.

Продолжение следует…

Хомякова Татьяна Владимировна, методист музея.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о