Мифологическое время. Боги нижнего мира.

Обитатели нижнего мира.
Г.Райшев

Когда речь заходит о рождении Торума, он оказывается  не рожденным единичным, за ним неотступно следует его тень — инакость, со-творец, брат-враг Куль, Куль, Кынь-лунк (хант.), Куль-отыр (манс.). Это властелин (дух) подземного мира, насылающий на людей болезни. Когда-то он был братом Нуми-Тōрума, но из-за своего характера, зависти, жадности и других пороков был извергнут вниз. Иногда его называют «низовой человек», так как, по сказкам, он живет на Севере, а Север и низ в мансийском языке – синонимы. В бытовой речи его еще называют Тэрн хуль  ‘черт страшной, губительной болезни.  

Божеству подземного мира приносились жертвы. Куль как носитель враждебного начала занимает значительное место в мифологии обско-угорских народов. В мифах творения Куль противостоит Торуму: выпрашивает у него и прячет светила, вредит при создании людей, соблазняет их на нарушение запретов и указаний Торума, создаёт вредоносных животных.

Сказывают, что если человек на этом свете был плохим, то он попадает в нижнее царство, небо там высотой с хвост собаки, там покойный будет жить только ползком, сесть нельзя — низкое небо.

Еще одно божество, принадлежащее к Нижнему миру Самсай-ойка «Невидимый человек». У манси он более значимым для людей в повседневной жизни и религиозно-обрядовой практике. Изображение Самсай-ойки имелось в каждом мансийском доме между чувалом (очагом) и стеной. При этом образ Самсай-ойки трактуется неоднозначно. С одной стороны, ему приписывается вредоносность: он, как посланник Куль-отыра, связан с
распространением эпидемий. С другой стороны, он защищает дом от нечистой силы и даже предохраняет обитателей дома от болезней. 

Продолжение следует…

Хомякова Татьяна Владимировна, методист музея

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о